Поговорим об особенностях расчета пожарного риска для автостоянок. В роли нашего консультанта снова выступит Алексей Антонов, специалист в области экспертизы проектной документации АО «СПТ»

Стоянка для автомобилей или автостоянка – это здание, сооружение, а также часть здания, сооружения или специальная открытая площадка, предназначенная только для стоянки автомобилей [1]

Виды стоянок

Существует множество видов автостоянок, а также критериев их деления. Среди них можно выделить открытые и закрытые, одноуровневые и многоуровневые, а также наземные, подземные и механизированные стоянки. Пожалуй, самые распространенные – это открытые наземные автостоянки, которые встречаются повсеместно и представляют собой одноуровневые площадки для автотранспорта. Подземные стоянки могут быть, как одноярусными, так и многоярусные. Как правило, они располагаются под торговыми центрами, офисами и современными жилыми комплексами, поэтому к ним выдвигаются строгие противопожарные требования.

Кроме этого, можно отметить встроенные автостоянки, располагающиеся в пределах части высоты или ширины здания другого функционального назначения, и выделенные противопожарными преградами. А также автостоянки с пандусами или рампами, в которых используется ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, позволяющих автомашине перемещаться на своей тяге.

Методики расчета

– Разумеется, обязанность владельца любой автостоянки – обеспечить пожарную безопасность объекта, – подчеркивает Алексей Антонов, – то есть обеспечить такое состояние объекта защиты, при котором значения всех пожарных рисков, связанных с ним, не превышают допустимых значений. Напомню, что расчет пожарного риска можно выполнять для автостоянок, являющихся либо самостоятельными зданиями (сооружениями), либо являющимися встроенными в здания иного назначения.

Сначала нужно разобраться, какую именно Методику следует использовать для расчета. Согласно Методике определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности [2] допускается осуществлять расчет по данной Методике для пожарных отсеков стоянок для автомобилей без технического обслуживания и ремонта (Ф5.2), входящих в состав зданий с функциональной пожарной опасностью Ф1, Ф2, ФЗ, Ф4.

В случае, если автостоянка является самостоятельным отдельно стоящим объектом, расчет необходимо производить уже как для производственного объекта, то есть по Методике определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах [3].

Следующим этапом является сбор исходных данных для расчета пожарного риска. Ряд необходимых данных для каждой из Методик будет отличаться. К общим моментам можно отнести количество людей, находящихся на автостоянке, которое определяется по количеству транспортных средств, исходя из расчета один человек на один автомобиль [4].

Частота возникновения пожара в здании определяется на основании статистических данных по приложению №1 к Методике [2] и для автостоянки составляет: 4х10-2.

Согласно «Пособию по применению «Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» [5] при моделировании опасных факторов пожала (ОФП) рассматривается горение одного автомобиля с последующим переходом огня на соседний автомобиль, то есть моделировать горение нужно не одного, а как минимум двух автомобилей.

– Следует учитывать, что для каждой из Методик расчета появляется ряд индивидуальных нюансов, присущих только ей, – предупреждает эксперт. – К примеру, для расчета по Методике для общественных зданий [2] вероятность присутствия, как правило, определяется временем нахождения людей в здании в целом. А при расчете пожарного риска по Методике для производственных объектов [3] необходимо учитывать время присутствия каждой категории людей, например, водитель, охранник в каждом конкретном помещении автостоянки. Также принципиально различным будет подбор исходных данных по выбору коэффициентов эффективности систем противопожарной защиты.

Подводя итог, необходимо отметить, что огромное значение имеет глубина проработки вопроса специалистом, выполняющим расчет пожарного риска и обосновывающим принятие исходных данных.

  1. СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности.
  2. Приказ МЧС России от 30.06.2009 № 382 (ред. от 02.12.2015) «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
  3. Приказ МЧС РФ от 10.07.2009 № 404 (ред. от 14.12.2010) «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».
  4. СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171) (ред. от 09.12.2010).
  5. «Пособие по применению «Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (2-е издание, исправленное и дополненное).