Fenix+ 3 — новая программа для расчета пожарного риска

Рады представить Вашему вниманию новое поколение программного продукта Fenix+ 3!

Перед тем как подробнее рассказать о нововведениях, я хотел бы поблагодарить всех кто принимал участие в выпуске программы: инженеры, программисты, тестировщики, эксперты в области пожарной безопасности, ученые, дизайнеры и многие другие специалисты из смежных областей.

Отдельно хочу отметить вклад в развитие продукта наших пользователей, без вашей поддержки и обратной связи нам было бы в разы труднее.

Теперь подробнее об изменениях

Читать далее →

Сравнение результатов моделирования противодымной вентиляции зонным и полевым методами

Введение

Значительную опасность для человека при пожаре представляют продукты горения [1]. Для удаления продуктов горения из помещений используется противодымная вентиляция [2], которая может быть как с естественным, так и с механическим побуждением тяги. Подбор параметров вентиляционного оборудования должен осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. При этом, согласно [1], для выполнения расчетов следует применять зонную (зональную) или полевую модели. В [3, 4] содержатся методические рекомендации по расчёту параметров противодымной вентиляции, основанные на предположении, что при пожаре формируется две зоны: подпотолочный слой продуктов горения и незадымлённая зона снизу.

В ряде публикаций сообщается о низкой точности используемого в [3, 4] формализма. Например, в работе [5] утверждается, что расчёт по зонной модели может в полтора раза завысить высоту незадымлённой зоны по сравнению с данными натурного эксперимента. Тем самым зонная модель может приводить к существенной недооценке пожарных рисков. При этом расчёт по полевой модели показал значительно лучшее соответствие с экспериментом. В работе [6] сообщается о необходимости учёта эффекта «поддува». В работе [7] сообщается о необходимости учёта формы конвективной колонки.

Читать далее →

Влияние материалов стен на температуру и излучение в помещении

При расчётах, связанных с моделированием развития пожара в помещении, точные значения теплофизических параметров ограждающих конструкций могут быть не известны. В статье путём моделирования полевым методом сравнивается динамика температуры и уровня теплового излучения при пожаре в помещениях одинакового размера со стенами, выполненными из «инертного» материала, кирпича, полированной стали и стекла.

Показано, что на динамику температуры и излучения в помещении с очагом горения влияет, в первую очередь, коэффициент отражения излучения от стен. Также показано, что непрозрачные материалы практически не пропускают тепло в соседние помещения. Плотность, теплоёмкость и теплопроводность материалов стен слабо влияют на динамику температуры воздуха и теплового излучения.

Статья впервые опубликована в журнале «Пожарная безопасность» № 4-2019 г. (http://www.vniipo.ru/nt-journal-pozharnaya-bezopasno/)

Читать далее →

Анализ пожароопасности зданий при расчете пожарного риска

Сегодня разберем, какие действия должен предпринять специалист, выполняющий расчет пожарного риска. При проведении данной процедуры необходимо предварительно проанализировать объект на предмет пожарной опасности. Обратимся к ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Читать далее →

Категории пожарной опасности помещений и зданий

Для начала давайте с вами определимся, а для чего, собственно, необходимо «категорировать» помещения? Свод правил 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» (с Изменением № 1) гласит: «Классификация зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара».

Читать далее →

Расчет пожарного риска для автостоянок

Поговорим об особенностях расчета пожарного риска для автостоянок. В роли нашего консультанта снова выступит Алексей Антонов, специалист в области экспертизы проектной документации АО «СПТ»

Стоянка для автомобилей или автостоянка – это здание, сооружение, а также часть здания, сооружения или специальная открытая площадка, предназначенная только для стоянки автомобилей [1]

Виды стоянок

Существует множество видов автостоянок, а также критериев их деления. Среди них можно выделить открытые и закрытые, одноуровневые и многоуровневые, а также наземные, подземные и механизированные стоянки. Пожалуй, самые распространенные – это открытые наземные автостоянки, которые встречаются повсеместно и представляют собой одноуровневые площадки для автотранспорта. Подземные стоянки могут быть, как одноярусными, так и многоярусные. Как правило, они располагаются под торговыми центрами, офисами и современными жилыми комплексами, поэтому к ним выдвигаются строгие противопожарные требования.

Кроме этого, можно отметить встроенные автостоянки, располагающиеся в пределах части высоты или ширины здания другого функционального назначения, и выделенные противопожарными преградами. А также автостоянки с пандусами или рампами, в которых используется ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, позволяющих автомашине перемещаться на своей тяге.

Методики расчета

– Разумеется, обязанность владельца любой автостоянки – обеспечить пожарную безопасность объекта, – подчеркивает Алексей Антонов, – то есть обеспечить такое состояние объекта защиты, при котором значения всех пожарных рисков, связанных с ним, не превышают допустимых значений. Напомню, что расчет пожарного риска можно выполнять для автостоянок, являющихся либо самостоятельными зданиями (сооружениями), либо являющимися встроенными в здания иного назначения.

Сначала нужно разобраться, какую именно Методику следует использовать для расчета. Согласно Методике определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности [2] допускается осуществлять расчет по данной Методике для пожарных отсеков стоянок для автомобилей без технического обслуживания и ремонта (Ф5.2), входящих в состав зданий с функциональной пожарной опасностью Ф1, Ф2, ФЗ, Ф4.

В случае, если автостоянка является самостоятельным отдельно стоящим объектом, расчет необходимо производить уже как для производственного объекта, то есть по Методике определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах [3].

Следующим этапом является сбор исходных данных для расчета пожарного риска. Ряд необходимых данных для каждой из Методик будет отличаться. К общим моментам можно отнести количество людей, находящихся на автостоянке, которое определяется по количеству транспортных средств, исходя из расчета один человек на один автомобиль [4].

Частота возникновения пожара в здании определяется на основании статистических данных по приложению №1 к Методике [2] и для автостоянки составляет: 4х10-2.

Согласно «Пособию по применению «Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» [5] при моделировании опасных факторов пожала (ОФП) рассматривается горение одного автомобиля с последующим переходом огня на соседний автомобиль, то есть моделировать горение нужно не одного, а как минимум двух автомобилей.

– Следует учитывать, что для каждой из Методик расчета появляется ряд индивидуальных нюансов, присущих только ей, – предупреждает эксперт. – К примеру, для расчета по Методике для общественных зданий [2] вероятность присутствия, как правило, определяется временем нахождения людей в здании в целом. А при расчете пожарного риска по Методике для производственных объектов [3] необходимо учитывать время присутствия каждой категории людей, например, водитель, охранник в каждом конкретном помещении автостоянки. Также принципиально различным будет подбор исходных данных по выбору коэффициентов эффективности систем противопожарной защиты.

Подводя итог, необходимо отметить, что огромное значение имеет глубина проработки вопроса специалистом, выполняющим расчет пожарного риска и обосновывающим принятие исходных данных.

  1. СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности.
  2. Приказ МЧС России от 30.06.2009 № 382 (ред. от 02.12.2015) «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
  3. Приказ МЧС РФ от 10.07.2009 № 404 (ред. от 14.12.2010) «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».
  4. СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171) (ред. от 09.12.2010).
  5. «Пособие по применению «Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (2-е издание, исправленное и дополненное).

План эвакуации: ключевые моменты

Разработка плана эвакуации

План эвакуации (ПЭ), знаки безопасности и указатели направления к выходу позволяют принять необходимые меры по эвакуации людей. Сегодня детально рассмотрим все составляющие ПЭ, а также поговорим о программном обеспечении для его разработки. ПЭ — это документ, в котором указаны эвакуационные пути и выходы, установлены правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий обслуживающего персонала на объекте в результате ЧС.

Читать далее →